Игра деловая
деловая игра
метод имитаций ситуаций, моделирующих профессиональную или иную деятельность путем игры, в которой участвуют различные субьекты, наделенные различной информацией, ролевыми функциями и действующие по заданным правилам.
Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992
Деловая игра
средство моделирования разнообразных условий профессиональной деятельности (включая экстремальные), применяемая для обучения и поисков новых способов исполнения. Деловая игра имитирует различные аспекты человеческой активности и социального взаимодействия. Игра является методом эффективного обучения, поскольку снимает противоречия между абстрактным характером учебного предмета и реальным характером профессиональной деятельности. Существует много названий и разновидностей деловых игр, которые могут отличаться методикой проведения и поставленными целями: дидактические и управленческие игры, ролевые игры, проблемно-ориентированные, организационно-деятельностные игры.
Источник: Словарь основных терминов по дисциплине Психология управления персоналом 2010
ДЕЛОВАЯ ИГРА
метод имитации управленческих и деловых ситуаций путем игры по заданным правилам человека (группы людей) и ЭВМ. Д. и. является воссозданием предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, характерных для данного вида практики. Проведение Д. и. представляет собой развертывание особой (игровой) деятельности участников на имитационной модели, воссоздающей условия и динамику производства. В зависимости от того, какой тип человеческой практики воссоздается в игре и каковы цели участников, различают Д. и. учебные, исследовательские, управленческие, аттестационные. Д. и. получили широкое распространение в связи с задачами по совершенствованию управления, принятия плановых и производственных решений, подготовки и повышения квалификации кадров. Учебная Д. и. позволяет задать в обучении предметный и социальный контексты будущей профессиональной деятельности и тем самым смоделировать более адекватные по сравнению с традиционным обучением условия формирования личности специалиста. В этих условиях усвоение нового знания накладывается на канву будущей профессиональной деятельности; обучение приобретает совместный коллективный характер; формирование специалиста осуществляется в результате подчинения двум типам норм: нормам компетентных предметных действий и нормам отношений в групповой деятельности. Мотивация, интерес и эмоциональный статус участников Д. и. обусловливаются широкими возможностями для целеполагания и целеосуществления, диалогического общения на материале проблемно представленного содержания Д. и. В инженерной психологии Д. и. широко применяются для подготовки операторов энергосистем, в Психологии управления для подготовки различного рода управленческих кадров.
ИГРА ДЕЛОВАЯ
форма воссоздания предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности специалиста, моделирования тех систем отношений, к–рые характерны для этой деятельности. На этапе разработки И.д. реализуются следующие психолого-педагогические принципы: 1) принцип имитационного моделирования содержания профессиональной деятельности, конкретных условий и динамики производства; 2) принцип воссоздания проблемных ситуаций, типичных для данной профессиональной деятельности через систему игровых заданий, содержащих некоторые противоречия и вызывающих у учеников состояние затруднения; 3) принцип совместной деятельности участников в условиях взаимодействия имитируемых в игре производственных функций специалистов; 4) принцип диалогического общения и взаимодействия партнеров по игре как необходимое условие решения учебных задач, подготовки и принятия согласованных решений; 5) принцип двуплановости игровой учебной деятельности. И.д. по уровню сложности бывает следующих видов: 1) анализ конкретных производственно-профессиональных ситуаций; 2) разыгрывание ролей и 3) полномасштабная И.д., имитирующая профессиональную деятельность и последствия принимаемых решений. В зависимости от того, какой тип человеческой практики воссоздается в игре и каковы цели участников, И.д. бывают учебные, исследовательские, управленческие, аттестационные. Истоки И.д. прослеживаются вплоть до магических обрядов первобытных людей: ее непосредственным предшественником является военная игра, зародившаяся в XVII в. Первая управленческая игра («организационно-производственное испытание») была разработана и проведена в СССР в 1932 г. Однако серьезного развития И.д. в тот период не получила и возродилась лишь в 1957 г. в США, где и была проведена с использованием ЭВМ. В настоящее время И.д. получают широкое распространение в связи с задачами по совершенствованию управления, принятия плановых и производственных решений, подготовки и повышения квалификационных кадров. Учебная И.д. позволяет смоделировать в обучении предметный и социальный контексты будущей профессиональной деятельности.
Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002
Игра деловая
форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, характерных для данного вида практики. Проведение И. д. представляет собой развертывание особой (игровой) деятельности участников на имитационной модели, воссоздающей условия и динамику производства. В зависимости от того, какой тип человеческой практики воссоздается в игре и каковы цели участников, различают И. д. учебные, исследовательские, управленческие, аттестационные. Истоки И. д. прослеживаются вплоть до магических обрядов первобытных людей; ее непосредственным предшественником является военная игра, зародившаяся в XVII в. Первая управленческая игра ("организационно-производственное испытание") была разработана и проведена в СССР в 1932 г. Однако серьезного развития И. д. в тот период не получила и возродилась лишь в 1957 г. в США, где и была проведена с использованием ЭВМ. В настоящее время И. д. получают широкое распространение в связи с задачами по совершенствованию управления, принятия плановых и производственных решений, подготовки и повышения квалификации кадров. Учебная И. д. позволяет задать в обучении предметный и социальный контексты будущей профессиональной деятельности и тем самым смоделировать более адекватные по сравнению с традиционным обучением условия формирования личности специалиста. В этих условиях усвоение нового знания накладывается на канву будущей профессиональной деятельности; обучение приобретает совместный, коллективный характер, развитие личности специалиста осуществляется в результате подчинения двум типам норм: нормам компетентных предметных действий и нормам социальных отношений коллектива. В таком "контекстном" обучении достижение дидактических и воспитательных целей слито в одном потоке социальной по своей природе активности обучающихся, реализуемой в форме игровой деятельности. Мотивация, интерес и эмоциональный статус участников И. д. обусловливаются широкими возможностями для целеполагания и целеосуществления, диалогического общения на материале проблемно представленного содержания И. д. А.А. Вербицкий
Источник: Общая психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского. 2005