ОБРАЗОВАНИЕ
1) обучение, просвещение; 2) совокупность знаний, полученных специальным обучением.
Источник: Словарь по профориентации и психологической поддержке
ОБРАЗОВАНИЕ
1. Обучение, просвещение; совокупность знаний, полученных специальным обучением.
2. Нечто, образованное из чего-либо.
Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998
Образование
Процесс и результат целенаправленного усвоения систематизированных знаний, умений, навыков и воспитания личности. О. включает основными аспектами обучение и воспитание.
Источник: Вайнер Э.Н. Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура. 2003
образование
процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний и познавательных умений, навыков, формирования на их основе мировоззрения и других качеств личности.
Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992
Образование
процесс развития и саморазвития личности, связанный с овладением социально значимым опытом человечества, воплощенным в знаниях, умениях, творческой деятельности и эмоционально–ценностным отношении к миру.
Источник: Творчество (теория диагностика технологии). Словарь справочник. 2014
ОБРАЗОВАНИЕ
Давать образование" означает вести дальше, развивать, выявлять способности. Следовательно, процесс "выведывания" чего-то, установления связей, особенно тех связей, которые отражают фундаментальные соотношения объектов или событий.
Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002
ОБРАЗОВАНИЕ
процесс и результат усвоения систематизиро ванных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, а также определенный уровень развития познавательной и практической подготовки, достигнутый в результате учебно-воспитательной работы
Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник. 2008
ОБРАЗОВАНИЕ
процесс освоения в специально созданных учреждениях или в результате самосовершенствования системы знаний, умений и навыков, творческого опыта, эмоционально-ценностных ориентаций на основе совокупности образовательных программ, а также итог, результат этого процесса.
Источник: Словарь терминов и понятий по курсу Психология и педагогика. 2014 г.
ОБРАЗОВАНИЕ
процесс развития и саморазвития личности, связанный с овладением социально значимым опытом человечества, воплощенным в знаниях, умениях, творческой деятельности и эмоционально-ценностном отношении к миру; необходимое условие сохранения и развития материальной и духовной культуры. Основной путь получения образования – обучение и самообразование.
Источник: Экопсихология экопедагогика экоакмеология. Учебно-методический комплекс 2011 г.
ОБРАЗОВАНИЕ
процесс и результат усвоения определенной суммы знаний, навыков, умений. Существенным условием успеха О. является самообразование. Психология О. и самообразования изучает проблемы оптимизации их содержания, средств и методов в интересах эффективного формирования личности, подготовки ее к профессиональному труду, а также психологические условия успешного обучения и воспитания с учетом профиля учебного заведения. В современных условиях О. совершенствуется в соответствии с принципами гуманизации, демократизации, вариативности, непрерывности, региональности и др.
Источник: Военно-психологический словарь-справочник.
Образование
специально организованный процесс и результат усвоения знаний и умений. Выделяют общее и специальное (профессиональное) О. Общее О. дает знания и умения, необходимые каждому человеку, независимо от его будущей профессии. Его целью является обучение грамоте, вооружение широким кругом знаний, формирование научного мировоззрения, содействование воспитанию моральных и волевых качеств, направленных на то, чтобы подготовить человека к активному участию во всех сферах общественной жизни. Специальное О. связано с овладением человеком знаниями и умениями, необходимыми для конкретной профессиональной деятельности.
Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007
Образование
Процесс, в котором личность получает знания в специальных учебных заведениях и специально подготовленными людьми (педагогами). Как всегда, и в особенности в современном обществе, проблемы образования не касаются только учителей (педагогов) и учеников, но и родителей, а также многих учреждений и всего общества в целом. Образование людей не является только узкой личностной (человеческой) проблемой, но и первостепенной экономической проблемой, на которую расходуются огромные средства всем обществом. Затруднения при осуществлении образовательного процесса имеются у детей с различной степенью умственной недостаточности или отклонениями в характере, а также в некоторых случаях физических недугов. Они требуют специальной заботы (специальные школы, адаптированные занятия и пр.), которая обеспечила бы наиболее полноценное проведение процессов образования.
Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003
ОБРАЗОВАНИЕ
организованная и поддерживаемая коммуникация, рассчитанная на осуществление учения. Все виды О. включают учение, но многие формы учения не являются О. Напр., присутствие на собрании может быть учением случайным, побочным, а не продуктом организованной образовательной деятельности. Организованное О. (учение) – планируемое по форме или последовательности с прямыми и косвенными целями. Поддерживаемое О. означает, что ему присущи элементы продолжительности и непрерывности, в силу чего оно нуждается в постоянной поддержке. Регулярное или формальное – получаемое в школах, колледжах, университетах и др. учреждениях, к–рые обычно представляют непрерывную лестницу обучения; в нек–рых странах на верхней части этой лестницы обучение чередуется с работой, такие системы называются дуалистическими. О. неформальное – любая организованная и поддерживаемая коммуникация, направленная на учение и осуществляемая за пределами системы регулярного О.. В зависимости от характера подготовки к жизни и труду различают общее и специальное О. Общее О. (начальное и среднее) дает знания, умения и навыки, необходимые человеку независимо от его будущей специальности, профессии. Специальное О. дает знания, умения навыки, необходимые работнику определенной профессии и определенного уровня квалификации. Академическое О., направленное на углубленное понимание учащимися предмета или группы предметов с точки зрения их подготовки к дальнейшему (дополнительному) образованию на том же или более высоком уровне. О. – процесс, направленный на расширение возможностей компетентного выбора личностью жизненного пути и на саморазвитие личности, где знания, умения и навыки выступают как средства личностного развития. О. – процесс и результат освоения эффективных в данном обществе средств социализации. Цель О. – создание условий для развития личности.
Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002
ОБРАЗОВАНИЕ
процесс и результат приобщения обучающихся к опыту предыдущих поколений, происходящего посредством усвоения научных знаний - понятий, познавательных умений, ценностных ориентации. Ведущую роль в осуществлении О. имеют обучение и воспитание. О. предполагает систему учреждений (школа, вуз и т. д.), реализующих задачи общего и профессионального О. и обеспечивающих преемственность его этапов.
Совершенствование О. состоит в переосмыслении с учетом запросов общества целей, требований к процессу и результату (образованности учащихся), в появлении новых типов образовательных учреждений. В современных условиях О. совершенствуется в соответствии с принципами гуманизации, демократизации, вариативности, непрерывности, региональное™ и др.
Цели и способы О. трансформируются: от простой передачи знаний и умений к обеспечению понимания, целостной картины мира и глобальных законов развития цивилизации, к овладению обобщенными способами учения и самообучения, методами творческого мышления и анализа нестандартных ситуаций, преобразования действительности; от усвоения обучающимся жестких социальных норм и стандартов к учету требований социума при формировании способности человека к самореализации и раскрытию своей уникальности, к усилению активности субъектов образовательного процесса (обучающихся, педагогов, общества, семьи). Плюрализм целей О. предполагает создание образовательных учреждений нового типа.
Акмеология как наука изучает и выявляет роль разных этапов и форм О. в достижении человеком профессионализма деятельности и зрелости личности. Акмеология как учебная дисциплина включает разделы, направленные на изучение обучающимся
основных характеристик человека как профессионала, личности, а также на формирование обучающегося как субъекта осамобра- зования, процесса своего развития и достижения вершин профессионального и личностного развития.
Источник: Акмеологический словарь.
Образование
формирование «человеческого образа», «божьего образа», «разумного» начала в человеке) – 1. система, процесс обучения, в котором индивид получает доступ к знаниям, практическим навыкам и умениям, возможность познавать скрытые, фундаментальные связи между объектами, событиями и явлениями, формировать в своем сознании целостный «образ» мира, общества, самого себя и своего места в этом мире (в отличие от овладения более простыми навыкам грамотности, элементарными, бессистемными сведениями), учится размышлять, учиться самому и тому, каким образом и в чем именно реализовать свой творческий потенциал. В плане психопатологии образование может иметь существенное значение в том, что касается стрессоустойчивости, симптомообразования, реакции личности на заболевание, взаимоотношений с врачом, отношения к терапии и собственной активности в этом, сроков обращения за помощью, возможностей реабилитации и др. В СССР в беспрецедентно короткие исторические сроки был достигнут высочайший в мире уровень образования и его практически ничем не ограничиваемая доступность для десятков миллионов людей, благодаря чему за 2-3 десятка лет отсталая, малограмотная и технически отсталая Россия превратилась в величайшую державу планеты. Черчилль сказал по этому поводу, что войну с гитлеризмом выиграл советский учитель и что, вообще, школьный учитель имеет такую власть, какая не снилась ни одному премьер-министру. Ныне система образования, по мнению многих учителей и педагогов, неуклонно деградирует, коммерциализируется и даже криминализируется из-за коррупционных процессов, она теряет системность, цементрирующую нацию и укерепляющее преемственность поколений начало, свой престиж в глазах абитуриентов вузов и свое социально-психологическое значение как один из важнейших факторов формирования личности. К 2011 году в РФ закрыли около 20 000 сельских школ, но в то же время ввели в строй около 30 000 церквей и 700 монастырей. Вероятно, тенденция к деградации образования негативно сказывается и на облике психиатрических пациентов, и на том, как общество в целом относится к проблемам психиатрии и больным с психическими расстройствами; 2. совокупность знаний, полученных в ходе обучения; 3. процесс усвоения знаний; 4. то, что образовалось, возникло в результате какого-то процесса.
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
ОБРАЗОВАНИЕ
АДУКАЦЫЯ / EDUCATION– 1) процесс и результат усвоения определенной суммы знаний, навыков, умений ; 2) как социокультурное явление представляет собой способ вхождения человека в мир науки и культуры; 3) как социо культурный институт представляет собой систему организаций и учреждений, обеспечивающих воспроизводство и совершенствование кадрового потенциала всех сфер общественного, материального и духовного производства, способствующих экономическому, политическому, культурному функционированию и развитию общества и личностному становлению индивида; 4) как система представляет собой выделенное на основе признаков упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, объединенных общей целью функционирования и единства управления и выступающих во взаимодействии со средой как целостное явление. Существенным условием успеха О. является самообразование. Психология О. и самообразования изучает проблемы оптимизации их содержания, средств и методов в интересах эффективного формирования личности, подготовки ее к профессиональному труду, а также психологические условия успешного обучения и воспитания с учетом профиля учебного заведения. Цели и способы О. трансформируются: от простой передачи знаний и умений к обеспечению понимания целостной картины мира и глобальных законов развития цивилизации, к овладению обобщенными способами учения и самообучения, методами творческого мышления и анализа нестандартных ситуаций, преобразования действительности; от усвоения обучающимся жестких социальных норм и стандартов к учету требований социума при формировании способности человека к самореализации и раскрытию своей уникальности, к усилению активности субъектов образовательного процесса (обучающихся, педагогов, общества, семьи). Плюрализм целей О. предполагает создание образовательных учреждений нового типа. Субъекты О.: обучающиеся; законные представители несовершеннолетних обучающихся; педагогические работники; учреждения образования; организации, реализующие образовательные программы послевузовского образования; иные организации, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность. Объекты О.: знания, умения, навыки, свойства и качества личности обучающихся. Свойства современного О.: гуманизация (смысл образования заключается в развитии личности); гуманитаризация (система мер, направленных на приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании О.); дифференциация (ориентация учебного процесса на учет, удовлетворение и развитие склонностей, способностей обучающихся); диверсификация (ориентация на многообразие учебных заведений и учебных программ); стандартизация; многовариантность; многоуровневость; фундаментализация; индивидуализация; информатизация; непрерывность. Е. Н. Зуева
Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.