совокупность действий человека, направленных на активную ориентировку в ситуации, ее обследование и планирование поведения (см. также Ориентация)
ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник. 2008
Ориентировочная деятельность
Словообразование. Происходит от лат. оrientis - восток.
Категория. Форма поведения.
Специфика. Основана на обследовании окружающих предметов в целью формирования образа того пространства, в котором должно осуществляться предметное действие.
Категория. Форма поведения.
Специфика. Основана на обследовании окружающих предметов в целью формирования образа того пространства, в котором должно осуществляться предметное действие.
Ориентировочная деятельность
совокупность действий субъ¬екта, направленных на активную ориентировку в ситуации, ее обсле¬дование и планирование поведения. Основными и самыми общими за¬дачами О.д. являются: анализ проблемной ситуации, установления от¬ношения между элементами ситуации и их актуальных значений, по¬строение плана действия - его контроль и коррекция. Существенное отличие О.д. животных состоит в том, что при планировании и регули¬ровании поведения человек опирается на накопленные обществом зна¬ния о предметах и способах действия с ними, их социальном значении и общественные формы отношений.
Источник: Гроголева О. Зоопсихология и сравнительная психология. 2004
ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
– совокупность действий, деятельность, направленная на обследование окружающей действительности, её предметов и условий получения информации и ориентировку в ситуации; планирование поведения для решения поставленной перед человеком цели. Уровень развития О.д., во многом базирующейся на опыте, имеет большое значение в эффективности и надёжности выполнения деятельности в экстремальных условиях, так как субъект, обладающий высоким уровнем её развития, способен быстро, чётко, несмотря на имеющиеся помехи, сориентироваться в возникшей ситуации, оценить, без лишних отрицательных эмоций последствия её воздействия на себя и активизировать свои действия на выполнение поставленной задачи.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ
деятельность познавательного характера, направленная на то, чтобы разобраться в сложившейся ситуации, получить о ней сведения, необходимые для успешного решения какой-либо задачи, возникшей в этой ситуации или связанной с ней. Ориентировочной также называют активность живого организма, направленную на обследование окружающей среды, на изучение того, что в ней происходит. Механизм осуществления Д.о. в ее элементарных формах – это ориентировочный рефлекс. Он является генотипически обусловленным и ближе всего связанным с работой нейронов-детекторов новизны. Более сложные формы ориентировочно-исследовательской, познавательной деятельности человека формируются в процессе научения. См. деятельность, деятельность ориентировочно-исследовательская, нейроны-детекторы новизны, рефлекс ориентировочный (реакция ориентировочная).
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ
поведение, основанное на обследовании окружающих предметов в целью формирования образа того пространства, где должно выполняться действие предметное; совокупность действий субъекта, направленных на активную ориентировку в ситуации, ее обследование и планирование поведения. Следует различать рефлекс ориентировочный - настройку анализаторов на лучшее восприятие раздражителя, торможение предшествующей активности; и деятельность ориентировочную (ориентировочно-исследовательскую). Основные и самые общие задачами деятельности ориентировочной таковы:
1) анализ ситуации проблемной;
2) установление актуальных значений элементов ситуации и отношений между этими элементами;
3) построение плана действия, а при выполнении - контроль и коррекция действия. Необходимое условие осуществления деятельности ориентировочной - наличие различных форм отражения психического, обеспечивающих реализацию ее функций: подготовку, регулирование и контроль поведения субъекта в индивидуально-изменчивых ситуациях. Существенное отличие деятельности ориентировочной человека и животных - в том, что при планировании и регулировании поведения человек опирается на накопленные обществом знания о предметах и способах действия с ними.
1) анализ ситуации проблемной;
2) установление актуальных значений элементов ситуации и отношений между этими элементами;
3) построение плана действия, а при выполнении - контроль и коррекция действия. Необходимое условие осуществления деятельности ориентировочной - наличие различных форм отражения психического, обеспечивающих реализацию ее функций: подготовку, регулирование и контроль поведения субъекта в индивидуально-изменчивых ситуациях. Существенное отличие деятельности ориентировочной человека и животных - в том, что при планировании и регулировании поведения человек опирается на накопленные обществом знания о предметах и способах действия с ними.
Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998
ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
англ. orienting activity) - деятельность, направленная на обследование окружающих предметов в целях получения информации, необходимой для решения стоящих перед субъектом задач.
Различные виды О. д. в своей развитой форме представляют собой складывающиеся прижизненно сложные функциональные системы. На 1-м этапе развития О. д. путем обследования условий задачи и использования прошлого опыта у субъекта формируется образ ситуации и тех условий, которые должны быть в ней выполнены для достижения поставленных целей. В дальнейшем функция О. д. заключается в ориентации и регуляции поведения на основе сложившегося образа.
Начало психологическому изучению О. д. положили работы, показавшие роль исследовательских реакций в образовании навыков и при интеллектуальном поведении животных. В дальнейшем изучение О. д. у человека (Я. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, П. И. Зинченко, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эль-конин и др.) позволило установить существенную зависимость формирования двигательных навыков, сенсорных процессов, запоминания материала, усвоения понятий от особенностей ориентировки испытуемых в условиях задания. Были выделены различные типы ориентировки (Гальперин), в зависимости от которых изменяется эффективность и качество усваиваемых субъектом знаний и умений. При 1-м типе ориентировка осуществляется на случайные признаки, в результате чего обучение идет медленно, путем ошибок и проб и дает низкие результаты (см. Метод проб и ошибок). Для 2-го типа характерна ориентировка на признаки и отношения, которые подбираются эмпирически и достаточны лишь для выполнения данного задания. Процесс обучения идет в этом случае значительно организованнее и быстрее, чем в 1-м, однако результаты получаются ограниченными, т. к. перенос сформированных знаний и умений возможен лишь в пределах узкой зоны предъявляемых заданий. 3-й тип отличается ориентировкой на существенные свойства и отношения, которые специально выделяются путем анализа внутренней структуры данного объекта и его положения среди др. объектов того же рода. При 3-м типе ориентировки происходит не только повышение темпов обучения, но усваиваемые знания и умения легко переносятся в новые, измененные условия. См. Теория поэтапного формирования умственных действий, Умственные действия.
Различные виды О. д. в своей развитой форме представляют собой складывающиеся прижизненно сложные функциональные системы. На 1-м этапе развития О. д. путем обследования условий задачи и использования прошлого опыта у субъекта формируется образ ситуации и тех условий, которые должны быть в ней выполнены для достижения поставленных целей. В дальнейшем функция О. д. заключается в ориентации и регуляции поведения на основе сложившегося образа.
Начало психологическому изучению О. д. положили работы, показавшие роль исследовательских реакций в образовании навыков и при интеллектуальном поведении животных. В дальнейшем изучение О. д. у человека (Я. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, П. И. Зинченко, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эль-конин и др.) позволило установить существенную зависимость формирования двигательных навыков, сенсорных процессов, запоминания материала, усвоения понятий от особенностей ориентировки испытуемых в условиях задания. Были выделены различные типы ориентировки (Гальперин), в зависимости от которых изменяется эффективность и качество усваиваемых субъектом знаний и умений. При 1-м типе ориентировка осуществляется на случайные признаки, в результате чего обучение идет медленно, путем ошибок и проб и дает низкие результаты (см. Метод проб и ошибок). Для 2-го типа характерна ориентировка на признаки и отношения, которые подбираются эмпирически и достаточны лишь для выполнения данного задания. Процесс обучения идет в этом случае значительно организованнее и быстрее, чем в 1-м, однако результаты получаются ограниченными, т. к. перенос сформированных знаний и умений возможен лишь в пределах узкой зоны предъявляемых заданий. 3-й тип отличается ориентировкой на существенные свойства и отношения, которые специально выделяются путем анализа внутренней структуры данного объекта и его положения среди др. объектов того же рода. При 3-м типе ориентировки происходит не только повышение темпов обучения, но усваиваемые знания и умения легко переносятся в новые, измененные условия. См. Теория поэтапного формирования умственных действий, Умственные действия.
Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004